К вопросу о правах лиц, получающих образование в форме семейного образования

На данный момент вопросы семейного образования не до конца урегулированы действующим законодательством, что, с одной стороны, вполне нормально, так как законы часто не успевают за изменяющейся действительностью, но с другой стороны, создает ряд сложностей для лиц, которые решили выбрать для себя свободу. Об этих пока еще не регламентированных сложностях читаем в новой статье.

Всем уже известно, что лица, осваивающие образовательную программу в форме семейного образования, вправе пройти экстерном промежуточную и итоговую аттестацию в любой (аккредитованной) школе бесплатно.

Но в связи с тем, что прохождение промежуточной аттестации не обязательно, встает вопрос о реализации тех прав, которые возникают только у тех, кто имеет официальный статус «обучающегося». Ведь таковыми согласно закону об образовании признаются лишь «лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность». Тут возникает коллизия.

Во все предыдущие годы (до 2018) заключение договоров между школами и семейниками происходило в начале учебного года и, соответственно, никаких вопросов не возникало. В начале же нового 2018 учебного года родители детей, обучающихся по форме СО, столкнулись с тем, что школы начали отказывать в заключении договоров, ссылаясь на то, что им было предписано заключать их только на время прохождение аттестаций. Важно отметить, что изменения законодательной базы в это время не произошло.

Получилось, что с 2018 года экстернами стали считаться лишь лица, зачисленные в организацию... только на время прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. Следовательно, только во время аттестаций экстерны могут пользоваться такими академическими правами как бесплатное пользование учебниками, участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и пр. Во все остальное время (читаем — весь год) экстерны этих прав лишены.

Более того, лишенными ряда прав оказываются многодетные семьи, для которых выделяются отдельные пособия при наличии справки, подтверждающей статус обучающегося. Ограничиваются в правах и дети, которые могли бы получить бесплатные путевки в лагерь «Артек», «Орленок», как имеющие особые достижения, однако, в положениях этих лагерей такая категория детей, как «семейники» (обучающиеся по форме семейного образования) в целом не рассматривается. Вместе с тем, достижений и наград у таких детей бывает зачастую больше, чем у обычных учеников.

Данное обстоятельство, очевидно, ограничивает в правах целый пласт граждан, которые взяли на себя ответственность за обучение своих детей в семейных условиях. При том, что ситуации, когда семья (а особенно многодетная семья) обучает своего ребенка сама, должны поддерживаться государством, а не становиться основанием для ущемления прав и лишения образовательных возможностей.

В связи с этим мною был сделан запрос в Управление образования города Ульяновска с просьбой пояснить, как в таком случае возможно обеспечить соблюдение образовательных прав моей дочери в частности и всех лиц, обучающих детей в форме семейного образования в целом.

Далее информация для тех, кто тоже будет запрашивать ту или иную информацию от Управления образования. Не переживайте, если ответ вам придет не сразу. В моем случае, я лично отнесла свой запрос в Управление 12 апреля 2019 года. 27 мая, не получив ответа, я пришла в Управление с целью уточнения ситуации, но из разговора с заместителем Управления и секретарем поняла, что ответ не готов. 4 июня, так и не получив никакого письма, я была вынуждена обратиться с жалобой к Главному федеральному инспектору по Ульяновской области, и уже 7 июня (согласно отметке почтового отправления) ответ на запрос был направлен в мой адрес. Правда, зарегистрирован он был чудесным образом от 08.05.2019 г. за № 2055.

Переписав в ответе, как это полагается, все более-менее подходящие по смыслу нормы Закона об образовании, Управление в конце сделало вывод, что «для реализации прав, определенных статьями 34, 35 Закона, Вам необходимо обратиться в общеобразовательную организацию, выбранную Вами для прохождения промежуточной и итоговой аттестации, которая и обеспечит Вашего ребенка необходимыми учебниками». Фактически, мне указали, что все вопросы нужно решать через школу.

Школьная история

Для начала я, как и все добропорядочные граждане, написав заявление в Управление образования о том, что мы выбрали СО, позвонила в школу, чтобы узнать, каким образом и когда нужно заключить договор, регламентирующий порядок прохождения нами промежуточных и итоговых аттестаций. На что мне был дан ответ, что все отношения со школой имеют место быть только и исключительно на время прохождения аттестации, договор заключается непосредственно перед сдачей очередной аттестации. В том же случае, если мы хотим сдавать аттестацию сразу за несколько лет (экстерном), то нам нужно искать другую школу, так как у МБОУ СШ № 6 не прописана в уставе такая форма сдачи аттестаций как экстернат.

После вышеуказанной переписки с Министерствами и Управлением образования, Министерство образования Ульяновской области организовало встречу с директором школы, на которой мне было дано разрешение получить учебники (за второй класс) и справку (о том, что прикрепляемся на время прохождения аттестации как находящиеся на СО). По поводу участия в олимпиадах было решено, что, если по условиям регистрации в олимпиаде нужно будет указывать прикрепление к учебному заведению, то я имею право указывать МБОУ СШ № 6 даже не имея договора о прохождении промежуточной аттестации.

Справку о прикреплении (для реализации льгот как многодетной семье) мне обещали выдать на следующий день, но, отчего-то, выдали только после истории с жалобой в адрес Главного федерального инспектора. Насколько эта справка «подходит» для соцзащиты еще предстоит выяснить. Учебники, впрочем, тоже еще предстоит получить.

Семейное образование с трудом, но пробивает стены в системе. Учитывая, что с каждым годом тех, кто решается выбрать для себя семейное образование становится все больше и больше, школам нужно будет выстроить алгоритм взаимоотношений с семейниками, договориться о правилах игры. На данный момент, как представляется, было бы логичным определить хотя бы одного «школьного оператора» — любую школу города, которая будет «специализироваться» на взаимоотношениях с теми, кто выбрал СО: заключать договоры, выдавать учебники, справки, определять удобную для обеих сторон систему сдачи аттестаций и т. д. Это позволит всем сконцентрироваться на вопросах, гораздо более важных, чем канцелярская переписка — на образовании наших детей.

Фото с сайта www.freepik.com

UPD 06 августа 2019

Если помните, с Управлением образования у нас вышла небольшая история, когда мне пришлось буквально выуживать из них ответ на запрос. Так вот. Совершенно неожиданно в дополнение к ответу УО пришел ответ от Прокуратуры Ульяновской области. Ответ весьма интересный. Потому предлагаю вам с ним познакомиться.

Сразу оговорюсь, что по итогам разговора с исполнителем этого письма, я поняла основное: прокуратура считает, что семейникам ни к чему настаивать на заключении договоров со школами. Решать все вопросы нужно централизованно через Управление образования. И, на секундочку, комментарий прокурора по делам детей и несовершеннолетних дословно был такой: если же Управление образования снова начнет вас отправлять в школы за учебниками/справками или еще чем-то — просто звоните нам, мы с ними поговорим.

Открытым пока остается вопрос по летнему отдыху в лагерях типа «Артек» и «Орленок» для одаренных детей. Но и он, надеюсь, скоро решится. Запрос на эту тему уже улетел в Министерство просвещения РФ. Держим руку на пульсе!

Семейное образование
Лиана Величко
21 июля 2019
3020