Уникальная возможность

Мама, врач-педиатр Галия Багдалова рассказывает о своём опыте материнства и свободной игре с детьми, которая перевернула её жизнь.

В первом декретном отпуске с сыном мне было очень скучно. Я не осознавала нашей взаимной значимости. Я была мама-робот. Приготовь, помой, поиграй, уложи, поцелуй. И меня окружали такие же мамочки, независимо от возраста и ранга. Мы усаживали детей в песочницу и долго-долго сплетничали или утыкались в телефоны. На призывы детей к игре и внимании, отмахивались очередной игрушкой, всученной в руки. Иногда завязывалась игра без особой увлечённости и интереса. Дома ждала бесконечная череда дел, в которую я сама «зарывалась», дабы не играть со своим ребёнком и спрятаться от реальной жизни.

Меня отягощали ежедневные заботы, хлопоты и дни «по кругу». Я ужасно уставала и изматывалась, но при этом не принимала помощи со стороны родственников. Знаете это как: «Сама родила, сама и воспитаю. Только мне известно, как нужно обращаться с моим дитём». У меня было сугубо собственническое отношение к ребёнку. Я жертвовала всем, что мне дарила судьба: отказывалась от встреч, знакомств, выходов в свет, новых знаний. Если же всё-таки я принимала помощь со стороны мамы и оставляла с ней ребёнка, меня изматывало постоянное чувство вины. Позиция жертвы меня очень даже устраивала. Периодически муж получал отменные истерики с призывом о помощи, а потом всё шло по старому сценарию.

Декретный отпуск закончился выходом на работу, когда сыну был 1 год 2 месяца. Это было спасением для меня.

Рождение второй малышки перевернуло мою жизнь с ног на голову. Моей жизни были необходимы изменения. Я захотела жить без злости, усталости, упреков. Захотела двигаться вперёд.

Осознание пришло в результате наблюдения за отношениями моих детей. Старший постоянно причинял боль младшей. И их взаимосвязь стала невыносимым зрелищем.

Всё началось с похода к психологу. Я поняла, что полностью транслирую свои детские разочарования, обиды и горестные взаимоотношения с родителями и братом в свою семью. Тогда я стала «расти» вместе с моими детьми и эмоционально «дорастать» до мамы, проживая вновь ещё одно детство. Однажды я остановилась и подумала. Мы бесконечно «воспитываем» детей через критику и ожидания. Я была недовольна грязными штанишками, разлитым соком, изрисованными обоями. Я ругала за плохо почищенные зубы, торопливый приём пищи, неловкие движения, разбитую тарелку. Отмахивалась от просьбы посмотреть что-то важное, отказывалась отвлечься от своих забот и просто уставала от своих детей.

Поэтому в самом начале пути я начала принимать помощь и просить о ней. Мне помогали соседи, няня и родители. Я не изматывала себя, не «загоняла в угол» и не отказывалась от интересных событий жизни, а, наоборот, шла к ним навстречу, получая новые впечатления.

Я с удовольствием и с особым доверием стала делегировать обязанности по дому и воспитание детей своему мужу. Поэтому у меня появились 1-2 часа своего личного времени.

Всё это позволяет сохранить добрую маму. От настроения мамы на 100% зависит настроение всей семьи.

Если я чувствую эмоциональное опустошение, то меняю обстановку. Мы уезжаем к родителям, едем в маленькое путешествие или идём в гости. Я открыла своё сердце и нашла своего «внутреннего ребёнка». Беззаботного и озорного, яркого и весёлого, свободного и шкодливого. И он научил меня жить не спеша, в ритме своих детей. А это значит увидеть в огромной глыбе снега летающий корабль, облако-собаку в небе; это кататься с горки паровозиком; это ловить лучики солнца руками; по-настоящему любить, не требуя взамен; радоваться успехам и говорить «прости»; это любимая песня 20 раз; много сладких поцелуев и объятий. И самое главное — это «я тебя чувствую».

Я научилась наблюдать за своими детьми и знать, что в настоящий момент для них важно, строить с ними взаимоотношения без критики и криков, попадать в их желания.

Моя заинтересованность в детском познании даёт Кариму и Амире возможность развиваться, радоваться и созерцать. Я вижу счастье в малом, поэтому знаю, что даже 20 минут в день, посвящённых ребёнку с душой и «полным погружением», сделают его счастливее.

Мой «внутренний ребёнок» позволяет нести лучшее из своего детства в жизнь моих детей. А моё босоногое детство было уникальным. В нём не было лагерей, санаториев и курортов, но были игры, друзья, родные места, лето в деревне. Именно «возвращение» в детство позволяет мне черпать вдохновение в игре с детьми. Жмурки, казаки-разбойники, прятки, догонялки, лепка из глины, изготовление кукол из одуванчиков и кукурузы, походы по уголкам детства.

Теперь я не надзиратель и критик, а попутчик. Я присутствую в жизни детей и иду за их желаниями и фантазиями.

Только через детей я познала всю многогранность этого мира. Мои дети ежедневно дарят мне уникальную возможность проживать ещё одно детство. Я поняла, что каждый ребёнок внёс в жизнь нашей семьи что-то новое и удивительное. Каждый рождённый малыш — это дар божий, который помогает мне «расти», обретать мудрость и выдержку. И с позиции взрослого человека я способна подарить счастливое детство своим детям. Между вымытой посудой и игрой, я выбираю игру! Только потому что я научилась играть, погружаться в процесс игры и получать от этого удовольствие.

Детская игра — это увлекательное путешествие! Путешествие в мир безграничной фантазии, взаимных доверительных отношений, радости, улыбок, теплых взглядов! Я поняла, что можно жить играя, и в этой игре развиваться не только детям, но и самой. Ведь дети способны создать вокруг себя волшебный мир и из пачки кукурузных палочек построить целый город с его жителями. Они могут превратить бытовую воронку в дельтаплан с вытекающим топливом; бассейн с убегающей водой; пылесос, затягивающий людей и, наконец, в лазер, сжигающий врагов.

Однажды Карим был лётчиком настоящего вертолёта. Мы отправились в долгое путешествие с препятствиями прямо в предбаннике. Летели очень увлекательно: и горы попадались на пути, и озёра... Случилась даже авария с рычагом руля управления, но отважный пилот справился с неполадками и уверенно продолжил полёт. А залетели мы прямо в парилку, где была сделана заправка топливом. На вертолет обрушился грозный враг. Смелость нашего героя-пилота потрясала. Он направил все силы на уничтожение противника. Цель была достигнута, враг обезврежен, пассажиры целы.

Такие чудеса творит свободная (недирективная) игра. О ней я узнала, пройдя курс у психолога Татьяны Кузьминой «Играть с ребенком легко. Главное захотеть этому научиться».

Свободная игра подчиняется нескольким правилам для родителя: нельзя критиковать ребёнка, нельзя хвалить, нельзя задавать вопросы, нельзя позволять чему-либо прервать игру, нельзя давать информацию и чему-то учить, нельзя читать нравоучения, нельзя быть пассивным и молчаливым.

Такие правила и мои изменения позволили снять многие стереотипы моего поведения и воспитания детей. Теперь дома мы можем рисовать на ламинате. Почему бы и нет? Он легко отмывается. Но отмываем мы его вместе, специальными тряпочками. И дети, играя, учатся трудолюбию и чистоте. Я не переживаю за разбитую посуду, поэтому Амира строит башни из тарелок, разгружая посудомоечную машинку. Так она обретает самостоятельность и учится делать скучные вещи с интересом. Я не боюсь рассыпанного порошка в ванной, поэтому Карим в 4 года умеет «заряжать» стиральную машинку порошком и кондиционером, включая режим стирки. В игре у него появились свои обязанности, и так развиваются его мужские качества. Мы можем измазаться красками и стать индейцами, а потом погрузиться в ванну и отправиться в морское путешествие. Затем вместе отмыть «морское дно» и снова формировать трудолюбие. Наделать бомб из бумаги, разделиться на 2 лагеря и повоевать, снять лишнюю агрессию и мне, и детям. Так и день проходит добрее. Потанцевать под любимую песню вместе и поваляться на полу. Всё это приносит в первую очередь огромное удовольствие мне. А радуясь, я способна дарить детям ещё больше удовольствия и тёплых эмоций.

Именно в такой, свободной, игре дети способны «раскрыться», довериться, обрести таланты, научиться определяться со своими желаниями, фантазировать и стать скульптурами своей жизни.

Дети — это бесконечная феерия, радость, фантазия и безграничное счастье. Дети — это озорство, проказы, истерики и смешение ярких эмоций.

Мои дети помогают мне «расти» и становиться «крепче», бескорыстно дарят свою любовь, заботу, нежные объятия и сладкие поцелуи. Я нужна им всегда. Благодаря детям я стала искренней, благодарной и начала с уважением относиться ко всем членам семьи. Дети — источники радости, счастья, вдохновения и искренности. Они умеют видеть счастье в малом. В облаке-корабле, в первом снеге, в летящей пушинке и в добром слове, в искренней улыбке мамы и в одобрении папы. Играйте со своими детьми и просто будьте рядом. Наши дети сильны и крепки в своих решениях, они мудры, у них есть чему поучиться. Они вдохновляют и позволяют нам, родителям, «расти» и развиваться через них.

Фото автора

Родительский опыт
Галия Багдалова
3 апреля 2019
1909