Событие завершено
Актуальные анонсы ищите в афише или тематических подборках.
Выставка члена Ульяновского регионального отделения ВТОО «Союз художников России», победителя XII Московского международного фестиваля «ВЕРА» в номинации «Современный классик» 2017 года Юрия Панцырева организована в рамках 125-летия со дня рождения А. А. Пластова и посвящена родовому селу художника — Прислониха и женщинам из семьи и круга Пластовых.
Юрий Николаевич Панцырев родом из Владимирской области (г. Камешково). Учился в институте МГАХИ им. В. И. Сурикова (мастерская проф. Т. Т. Салахова). Знакомство с внуком и сыном художника А. А. Пластова повлияло на то, что после окончания Панцырев решил начать свою профессиональную деятельность в Ульяновске. Многолетнее тесное общение с семьёй Пластовых оказало большое влияние на его мировоззрение и творчество.
На выставке Юрия Панцырева в музее представлены работы разных жанров, но господствует портрет. Независимым и погруженным в свои размышления пишет Панцырев себя на полотне («Автопортрет», 2005). Героини его работ наделены необыкновенным обаянием «Лето. Портрет жены», 2012. Кроме того, художнику удается выразить самое важное в характере каждой из портретируемых. У одной он передан через гордую осанку и царственный поворот головы «Портрет Е. Н. Холодилиной. (Пластовой)» 2003. Юная героиня другого портрета «Девушка с фотоаппаратом (Ариша Пластова)», 2014 посылает нам мимолетный взгляд, а беззащитность и искренность её образа угадывается в нежно-розовой гамме воздушного одеяния. Как А. А. Пластов, который умел добавить современности в совершенно идиллический сюжет, Панцырев не отрывает героиню от действительности: черный тяжелый фотоаппарат на ремешке, обхватывающем гибкую шею Арины, из века минувшего возвращает нас в век нынешний.
Ощущение изобилия и семейного благополучия в творчестве Юрия Панцырева остается после знакомства с его картиной «Нянькины пироги», 2006. Здесь противнями с пирожками заставлены стол, стулья и кровать. Однако в этом кухонном хаосе, где царит няня Катя, художнику удается внести гармонию в композицию. Стремлением к упорядоченности пространства, которое становится отправной точкой повествования Панцырева, наполнены все его тематические работы. В картине «Зажжённая свеча» (2012) интерьеру старинной церкви с дугообразными и витыми формами художник придает строгость и таинственность, благодаря двойному освещению из окна и от свечи, зажженной девочкой.
В изображении просторов Прислонихи художник передает своё восхищение красотою природы средней полосы России в не зависимости от того игра ли солнечных лучей его заворожила, или неспешно плывущие облака («В дымке лета. Пруд в Прислонихе», 2011; «Летний полдень», 2017). Однако мир земной и мир небесный имеют четкие границы, и художник твердо стоит на земле, осознавая движение жизни и времени.
Ощущение полноты жизни и в то же время её быстротечности есть в натюрмортах Панцырева. Цветов в букете так много, что их не вмещает ваза («Букет с пионами и таволгой», 2017). Натюрморты Панцырева наполнены действием и повествованием: это бабочки, кружащиеся вокруг букета, или ножницы, оставленные рядом, как напоминание о том, что было чуть ранее запечатленного мгновения.
В капле воды отражается мир, так и в немногочисленных работах Панцырева, представленных в новой экспозиции Музея А. А. Пластова, раскрывается многогранный талант художника. Картины Панцырева находятся в музеях Ульяновска, в ГМИИ Татарстана, в музее школы акварели Сергея Андрияки, в Обнинском городском музее, в художественном музее города Плевен (Болгария), в запасниках Министерства культуры и Союза художников России, в частных коллекциях США, Франции, Германии, Англии, Швеции, Италии, Южной Кореи, Сингапура, Австрии, Китая, России. Являясь участником более 80 крупных (зарубежных, всесоюзных, всероссийских, зональных, персональных) выставок, Юрий Панцырев на протяжении всего своего творческого пути остаётся верен реалистическому направлению в отечественном искусстве, продолжая традиции В. А. Серова и И. И. Левитана, И. Е. Репина и А. А. Пластова.