Событие завершено
Актуальные анонсы ищите в афише или тематических подборках.
Ульяновский областной художественный музей начинает серию выставок, посвященных 135-летию со дня рождения талантливого педагога, учителя Аркадия Пластова Дмитрия Ивановича Архангельского. С 23 февраля в Музее Аркадия Пластова будет представлена выставка его ранних работ. В витринах музея будет представлено 27 графических работ Дмитрия Ивановича Архангельского из фондов Ульяновского областного художественного музея. В экспозицию войдут его малоизвестные работы с видами старого Симбирска.
«Колоритный город Симбирск, имеющий богатую историю, Волга, оживление общественной жизни в городе в связи с первой революцией подсказали мне, — вспоминал Дмитрий Иванович в своей автобиографии, — направление всей моей дальнейшей деятельности: я стал художником-педагогом и краеведом». Его интерес к старине и любовь к родному городу раскрывается в работах 1920–1930-х годов «Зимнее утро», «Зимний туман. Смоленская улица». Архангельский создает портрет русской провинции, где жизнь течет неспешно. Художник стремится в рисунках, выполненных тушью, через образы старых деревянных ворот, домов из тихих переулков и курмышков передать дух деревянного зодчества Симбирска второй половины XIX века.
В это же время художник делает серии гравюр, посвященных архитектуре Симбирска начала XX века. Строгость и лаконичность форм гостиного двора, казначейства, книгохранилища, дома бывшего Дворянского собрания подчеркивают господствовавший тогда в русской архитектуре классический стиль. Художник находит его не только в городе, но и в дворянских усадьбах, расположенных в Симбирской губернии. Д. И. Архангельский отмечал: «Среди нашей серенькой природы, среди зелени березок и лип эти колоннады были неожиданны и празднично нарядны. К ним мы привыкли и сроднились с ними». Дмитрий Иванович остро чувствовал соотношение тона и цвета в природе. Искренние и поэтичные его акварели показывают, как широк диапазон мастера. А. А. Пластов о своем первом учителе написал так: «Его исключительно зоркий глаз, редкостная зрительная память, постоянное наблюдение тех или иных эффектов в природе, постоянная работа над собой помогли ему выработать манеру, исключительную по лаконизму и меткости удара, какую-то, я бы сказал, весеннюю свежесть видения. Всякий, кто знаком со сложностью акварельной техники, глядя на эти блестящие листы, отдает должное этому вдохновенному и прекрасному мастеру».
Образ Симбирска — города, утопающего в цветущих садах Подгорья будет сопровождать художника на протяжении всей его творческой деятельности. Иллюстрацией чего служат его пейзажи, представленные на выставке. Лирика покоряющей и волнующей зрителя реки Волги станет излюбленной темой многих работ художника. Прозрачность воды и светоносность сентябрьского неба в акварели «За Волгой. Осень» (1930) раскрывает способ взаимодействия Д. И. Архангельского с натурой. Однако ему интересны и строительство моста через Волгу, и торговая жизнь города с людскими толпами и каруселями на площадях.
Архангельский любил свой город, писал его улицы, дома, исторические памятники и Волгу. Работы выставки «Графика Д. И. Архангельского» — это «драгоценный труд, по которому потомки будут знакомиться с историей города».
Для справки:
Дмитрий Иванович Архангельский (1885-1980) — известный художник-акварелист, педагог, краевед, был родом, как он отмечал в своей автобиографии, «симбирянин-волжанин». Его юность совпала с периодом расцвета художественной жизни в Симбирске. Встреча с выпускником Петербургской Академии художеств Павлом Ильичом Пузыревским повлияла на выбор профессии и помогла усвоить лучшие образцы художественного образования. Занятия на протяжении 5 лет в 1910-х годах на летних учительских курсах при Академии у А. И. Смирнова и в студии Я. С. Гольдблата у живописца И. М. Грабовского дали Архангельскому, тогда уже человеку семейному, возможность сделать рисование своей профессией.
Открытие выставки: 23 февраля 2020
Работает до: 31 марта 2020