Событие завершено
Актуально на 20.03.2021
Актуальные анонсы ищите в афише или тематических подборках.
Музей А. Пластова впервые представляет небольшую часть «золотой коллекции» отечественного живописного искусства. Выставка расширяет представления о круге единомышленников сына А. А. Пластова — заслуженного художника РСФСР Н. А. Пластова — его друзей и коллег по живописному цеху, дает представление о том, что называется «Московской школой живописи», её позднесоветского периода. На выставке представлены работы из собрания УОХМ и новые поступления из бывшего собрания Союза художников СССР, в формировании которого участвовал Н. А. Пластов.
История Московской школы живописи ведет свое начало от МУЖВиЗ — Московского Училища Живописи, Ваяния и Зодчества, возникшего в противовес Петербургской Академии художеств и утверждавшего более демократичные, свободные и современные принципы образования. На рубеже XIX и ХХ веков именно в Москве с ее коллекциями импрессионистов, педагогической и художественной практикой В. Д. Поленова, И. И. Левитана, К. А. Коровина, В. А. Серова, А. С. Степанова, А. Е. Архипова, В. М. Васнецова возникала новая русская живописность.
«Московская школа живописи, — писал М. С. Сарьян, — художественная жизнь Москвы тех годов, а также французское искусство помогли нам, молодым художникам, по-настоящему разрешить многообразные задачи живописного искусства».
Имена П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, А. В. Лентулова, Р. Р. Фалька, И. Э. Грабаря, М. С. Сарьяна ознаменовали следующий этап Московской школы, предрешивший ее грядущий подъем к середине 1930-х годов и получивший название «советского импрессионизма». Он связан с творчеством С. В. Герасимова, А. А. Пластова, Ю. И. Пименова, А. А. Лабаса, А. В. Фонвизина.
Особый период Московской школы, оказавшийся прощальным, закатным апофеозом русской живописности совпал с последней третью ХХ века — временем творчества Е. И. Зверькова, Н. А. Пластова, И. В. Сорокина, В. Н. Чуловича, А. С. Папикяна, А. Н. Макарова, И. А. Попова, Э. Г. Браговского, А. П. Горского, Е. Н. Чернышевой, С. И. Дудника, М. А. Бирнштейна, Э. К. Ведеманиса, Е. Л. Леоновой — выпускников МГАХИ имени В. И. Сурикова, ставшего творческим и профессиональным наследником МУЖВиЗ.
«Цветущая разность» этих мастеров, объединенных цеховым профессионализмом, определялась осознанием своего права на свободу творчества, отказом от законов традиционной картины (установленных еще передвижниками и насаждаемых в сталинское время), поиском и открытием новых живописных смыслов и сюжетов (связанных с русским Севером, памятниками церковной старины, городским пейзажем Москвы и Петербурга).
Эмоциональная выразительность цвета, ценность каждого движения кисти, эстетизация живописной поверхности и рамы соединялась с безупречностью экспозиционных решений московских выставок 1960-1980-х годов. Н. А. Пластов был не просто участником этого сообщества, но, в определенном смысле, его неофициальным идеологом, членом жюри и закупочных комиссий. Талант художника, школа отца, прекрасная образованность, знание мирового искусства позволили ему формировать прекрасные коллекции живописи для государственных собраний.
Часть одной из этих коллекций была передана Ульяновскому областному художественному музею и сегодня предстает перед зрителем.
Открытие выставки: 31 января 2021
Работает до: 20 марта 2021